Вопрос 1.
Внимание — это направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях.
Вопрос 2.
Например, когда мы читаем интересную книгу или занимаемся любимым делом, то не замечаем отвлекающих нас раздражителей и еще внимательнее сосредоточиваемся на своем занятии. Этот вид внимания называется непроизвольным, в отличие от произвольного внимания, когда мы сознательно сосредоточиваем свое внимание на определенном деле, объекте, предмете. Произвольное внимание требует волевого усилия. Например, Любопытный из басни И. А. Крылова разглядел в музее крошечных букашек, мошек, таракашек, но «не приметил» слона.
Вопрос 3.
Великий русский ученый А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, который был назван принципом доминанты. Текущим поведением организма руководит его преобладающая потребность. Одновременно подавляются все мешающие, отвлекакящие рефлексы и энергия организма мобилизуется на достижение цели. Принцип доминанты заключается в том, что преобладающая в данный момент потребность организма руководит поведением человека.
Вопрос 4.
Основными свойствами внимания являются устойчивость исосредоточенность. Ими обладают люди увлеченные. Внимательность инаблюдательность — очень важные черты личности человека. Выполнение любой работы требует определенного внимания, умелого его распределения. Этому необходимо учиться, развивать устойчивое внимание. Способствуют тренировке внимания игровые автоматы и компьютерные игры.
Вопрос 5.
Память — комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта.
Вопрос 6.
Кратковременная память — это хранение информации от долей секунды до десятков минут. Кратковременная память сохраняет в течение определенного времени различные события, которые происходят с человеком.
Вопрос 7.
Благодаря долговременной памяти человек приобретает знания, запоминает не отдельные события, а целостные образы и явления.
Вопрос 8.
Основные правила запоминания.
• Сосредоточить внимание на запоминаемом предмете.
• Использовать для лучшего запоминания таблицы, схемы, планы.
• Многократно повторять текст для улучшения запоминания.
Вопрос 9.
Осмысленное запоминание позволяет усваивать большой объем материала и сознательно использовать полученные знания при решении различных жизненных задач. Механическое запоминание приводит к тому, что человек не может применить свои знания на практике.